Пчеловодством занимались не только русские. В древние времена греки и египтяне также освоили пчеловодство, в основном кочевое — они перевозили пасеки (на лодках и кораблях) к местам медосбора. На египетских гробницах от 3200-2780 годов до н.э. изображен момент разливки мёда по сосудам и сами пчёлы. Жертвоприношения для ритуалов тех времен обливали мёдом.
Предки армянского народа (племя урарту) во времена войн использовали пчёл — воинов, от них бежали самые кровавые захватчики.
За все века общения человека с пчёлами не удалось вывести новые породы искусственно, а все известные популяции пчёл появлялись в результате естественного отбора при различных климатических условиях и в зависимости от среды их обитания.
За многие тысячелетия до нашей эры медоносные пчёлы были объектом поклонения, дикие пчёлы были «одомашнены» — за ними ухаживали люди, но изучением пчелиной семьи — её состава, её функций — не занимались. В те далекие времена считалось, что пчёлами руководит царь или царица. Вот как описывает функцию пчелиной матки историк тех времен Ксенофон: «…контролирует работу пчел, укладывает и охраняет нектар, распределяет запасы мёда между пчёлами, проверяет соты, контролирует чистоту в улье».
В настоящее время устройство пчелиной семьи изучено достаточно полно, высказывания Ксенофона вызывают улыбку и в то же время, восхищение: греки, жившие за много лет до нашей эры, уже знали о пчелиной матке, о рабочих пчёлах, о расплоде.
В I веке до н.э. пчеловодством увлекся римский поэт Вергилий — он обнаружил благодаря своим наблюдениям, что маткам нужно обрезать крылья для сохранения роя (чтобы она не увела рой в другое место).
Также изучал жизнь пчёл знаменитый Аристотель, результатом его наблюдений стали такие сведения о пчёлах — пчёлы собирают нектар в зобики и в них несут его в улей, пыльцу же приносят в улей на ножках. Он выяснил, что трутни — это «бездельники» и «дармоеды», которых стараются не подпускать к кормам в улье, натягивая для этого сетку (через нее рабочие пчёлы попадают в улей, а трутни — нет).
В XVI столетии о пчелиной семье и пчеловодстве было известно уже больше: ученые установили, что пчелиная матка — это владычица пчел, производящая новых пчел; рабочие пчёлы — женского пола (потомство не производят), трутни — мужского пола (задействованы в произведении потомства).
С развитием пчеловодства пытались найти способы управления пчёлами, более эффективные методы выемки сотов из улья (соты были прочно склеены пчёлами). Опыт греков, которые использовали ульи с открытым верхом и специальные брусочки для сот, почему — то не применили пчеловоды, хотя это помогло бы намного раньше решить некоторые вопросы.
Французский ученый XVII века Реомюр изобрел и сделал улей со стеклянными стенками для наблюдения за жизнью пчел. В результате таких наблюдений он понял, что пчелиная матка — это самка, откладывающая яйца, а выращивают самку в улье специальные пчёлы — работницы, выкармливая её специальным кормом. В этом же веке швейцарец, пчеловод Франсуа Гюбер обнародовал свои наблюдения относительно спаривания маток вне улья, а также пытался раскрыть идею об искусственном оплодотворении матки. Франсуа Гюбер определил, что пчёлы делают воск, используя мёд и нектар, не задействуя пыльцу. Все свои исследования и наблюдения Франсуа Гюбер делал, будучи слепым (зрение он потерял в молодости).
Как он это всё делал? С помощью своего друга — Франциска Бюрнана, который читал ему труды по физике и истории. Подмечая интересные детали, он с увлечением пересказывал их Гюберу. Гюбер глубоко размышлял над полученной таким образом информацией и делал свои открытия.
На просторах России мёд известен давно: это видно даже по народным сказкам, особенно, если сказка про медведя, там обязательно есть и мёд. Почти каждая сказка оканчивалась фразой «Мед — пиво пил…».
Летописи от 1016 года Новгородской области отображают законы тех времен, направленные на охрану бортевого пчеловодства. За причинение вреда бортевым деревьям и разорение пчелиных семей наказанием служили огромные штрафы. В те времена мёд добывался варварским способом: нашли в лесу дуплянку, её нужно разломать, чтобы добыть мёд и воск. Мужик берет дымящуюся головешку (для защиты от пчел), берестяной кузов, нож и лезет на дерево к дуплу с пчёлами. Добравшись до мёда, выбирает его и бросает разоренное гнездо. Пчёлы назад уже не возвращаются, а зимой такая семья, как правило, погибает. Позднее пчеловоды выбирали мёд несколько по-другому: на лесных полянах ставили вертикальные дуплянки и горизонтальные колоды — лежаки, такие пасеки огораживали. С наступлением осени пчёл из таких ульев либо выкуривали дымом, либо затапливали пчёл водой, затем вырезали соты с мёдом, вытапливали мёд в печи и продавали. Постепенно пчеловоды поняли, что лучше не губить пчелиную семью, а, вырезав соты, оставить семью на зиму.
Медом и воском торговали, совершали «кредитные операции», мёд давали в долг под проценты, во время феодального строя собирали оброк мёдом (мед был своеобразной валютой тех времен). С VI века пасеки — это наследство каждого рода, пасеки разводят вблизи от дома, ухаживают за ними и охраняют их. Путешественник Галл после посещения западных и южных областей России с восторгом описывал пасеки, пчельники с огромным количеством пчел, обилие мёда, воска. Такое примитивное пчеловодство было развито до XVI века, с этого времени открывается морской путь в Ост — Индию, открывают Америку — в Россию начинают завозить сахар, которым заменяют мёд. Пчеловодство приходит в упадок.
В 1814 году русский архитектор — изобретатель П. И. Прокопович изобрел рамочный улей, который используется пчеловодами по сей день. С помощью этого изобретения пчелиные семьи не уничтожались во время откачки мёда, пчеловодство стало возрождаться. Усовершенствованный улей был разборной, имел три отделения, которые разделялись сеткой; в нижнем отделении находилась пчелиная матка, в верхних двух работали пчёлы, сотовые рамки заменялись, что давало возможность откачивать мёд, не беспокоя пчел. Позднее Прокопович изобрел медогонку. Благодаря работе изобретателя, пчеловодство успешно развивалось. К началу XX века Россия была уже конкурентом Америки по продаже мёда.
Во времена Советской власти пасечные хозяйства разводились во многих районах согласно указам сельскохозяйственного министерства страны. мёд и воск «рекой» текли в закрома России. С развитием пчеловодства повышается урожайность плодово — ягодных и зерновых культур. С развалом Советского Союза разваливаются большие пчеловодческие хозяйства. Пасеками стали заниматься отдельные энтузиасты, любители — пчеловоды, профессионалы: они изучают повадки пчел, добывают пчелопродукты, переписываются друг с другом, делясь опытом. У пчеловодов появляются книги, ученики. Появилась надежда, что, благодаря пчеловодческим организациям, государственные структуры обратят внимание на развитие пчеловодства в стране.